Украина-Япония:

"Японские новости" в культурном пространстве Украины.

А также "украинские новости" в культурном пространстве Японии

     
     
 

На главную Вверх Пишите нам Карта сайта Поиск Ссылки Гостевая

Япония глазами украинцев

Об-во "Украина-Япония" "Японские украинцы" Япония глазами украинцев Города-побратимы "Японский Киев" "Японский Днепропетровск" "Японский Донецк" "Японское Запорожье" "Японский Крым" "Японский Луганск" "Японский Львов" "Японская Одесса" "Японская Полтава" "Японские Сумы" "Японский Харьков" "Японский Херсон" "Японские Черкассы"

 

Внимание!!!
Если Вы увидите ошибку на сайте или неработающую ссылку — выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, и ваше сообщение сразу же будет отправлено администрации сайта.

Система Orphus

Доступные разделы:

 
 
 
 
 
 

Спонсоры проекта

 
 
Фонд "Мечты сбываются"

 

 
 
 
 

Рекламный блок

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

ЯПОНИЯ. УКРАИНСКИЙ ВЗГЛЯД

Социологическое исследование образов Японии среди студентов Донецкого национального университета1

Восходящее солнце... Сад камней... Трагизм самурая... Японская утонченность... Сакура и Фудзияма... Что это? Просто слова или результат внешнего влияния? Почему эти слова становятся частью нашей жизни? Это дань моде или отражение нашего внутреннего мира?

Если еще 20 лет назад самурай был символом войны, то сегодня – традиции. Почему происходят такие изменения в сознании людей? Какой мы, украинцы, видим Японию? Экзотической, традиционной, технологической. Как настолько разные определения нашли гармоничное сочетание с такой маленькой (еще один Её эпитет) страной? Почему она неизменно ассоциируется с одними и теми же знаками, и обладают ли эти знаки одинаковым смыслом в различные периоды времени? Какая же она – Япония: государство с уникальной культурой или огромный технологический муравейник?

Весной этого (2005) года мы пытались найти ответы на эти вопросы. С этой целью было проведено социологическое исследование среди студентов Донецкого национального университета, участниками которого стали 510 человек. Студенты – наиболее прогрессивная часть общества, которая открыта для восприятия новой информации. Поэтому на примере студенчества интересно было посмотреть, какой видит Японию современное поколение. Для того чтобы образы Японии были максимально полными и яркими, мы выделяли в них все компоненты: слова, знаки, мифы, эмоции.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МУРАВЕЙНИК

Наиболее яркий – экономический образ (55,64% опрошенных связывают с ним Японию). В основе этого образа лежат ассоциации с муравейником, мегаполисом и инопланетянами. Муравейник – олицетворение трудолюбия, коллективизма - выступает в качестве символа японцев. Вызывают интерес ассоциации японцев с инопланетянами.

Высокотехнологичная Япония, в сознании студентов - всё еще изолированная от остального мира, может напоминать некую летающую тарелку – самодостаточное, закрытое, маленькое экстраразвитое государство. 89,39% считают, что Япония – промышленный гигант, который оказывает солидное экономическое влияние на мировом рынке. Естественно, наиболее развитые отрасли – экономика (79,88%) и научно-техническая область (79,49%). На фоне таких показателей более слабым кажется миф о том, что товары японского производства высокого качества (в целом, утвердительный ответ – 57,56%, «и согласен, и нет» - 28,29%). Это объясняется тем, что миф о высоком качестве японских товаров заменяется другим: «В Украине нет товаров японского производства. Очень часто та продукция, которая продается в Украине под японскими брендами, довольно низкого качества, так как в большинстве случаев – подделка».

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ, КИМОНО, ХАРАКИРИ…

41,58% студентов связывают эту страну, прежде всего, с культурным образом. В то же время, существует тенденция того, что студенты путают японскую и китайскую культуры. Японию ассоциируют со словами: восток, высокая культура, чайная церемония, боевые искусства, самурай, харакири, гейши, саке, кимоно. Эпитеты, с помощью которых описывают японскую культуру: традиционная, древняя, верноподданническая, нежная, изящная, оригинальная, загадочная, строгая, спокойная, страстная, скромная, чужая, гордая, открытая, красивая.

Очень сильным остается миф о том, что мировоззрение японцев сильно отличается от мировоззрения украинцев (86,42%). В этом контексте интересно было посмотреть, какими видят украинское и японское общества студенты по одинаковым показателям. Так, за то, что характеристика «общество, в котором сильные традиции» свойственна в большей степени японцам, высказались 72%. То, что это больше подходит для украинцев – 1%. Если мы добавим показатель «для обоих обществ», то получим 98% в пользу японцев и 27% в пользу украинцев. Данные по другим показателям: трудолюбие: японцы – 47%, украинцы – 5%; уважение старших: японцы – 47%, украинцы – 4%; солидарность людей в обществе: японцы – 40%, украинцы – 11% (нигде не суммировался показатель «для обоих обществ»). Мы видим довольно критическое восприятие своего общества и идеализированные представления о Японии (ведь в целом результаты достигают 90% и выше). Возможно, не столько традиционна Япония, сколько такой её хотят видеть студенты, чувствуя недостаток действия традиций в собственной культуре.

НАЦИЯ «БЕЛЫХ ВОРОТНИЧКОВ»

О том, что мышление студентов несколько консервативно свидетельствуют образы японцев. Так, среднестатистический японец – это темноволосый, худощавый человек среднего роста, около тридцати лет. Носит строгие деловые костюмы спокойных тонов (черный, серый, синий), светлые рубашки. В руках обязательно должен быть портфель или папка. Чувствуете связь с образом «человек в белом воротничке»? В отличие от японцев, японки, как считают студенты, любят яркие тона, в особенности розовый цвет. В целом японцы воспринимаются как весьма трудолюбивые и дисциплинированные, достаточно умные, культурные и целеустремленные люди. Кроме того, они скорее вежливы и достаточно активны. Вместе с тем, студенты воспринимают японцев как скорее необщительных, грустных и весьма закрытых людей. Нейтральными представляются японцы в рамках таких качеств как преданность и доброжелательность, стремление к коллективизму, миролюбие, бесконфликтность.

МЕЧТЫ О ЯПОНИИ

Самым слабым является политический образ Японии. Незначительное влияние оказывают русско-японские противоречия на восприятие Японии. Только 13,39% полагают, что отношения между этими государствами носят негативный характер. При этом на вопрос «влияют ли русско-японские отношения на Ваше восприятие Японии», 65,15% высказались отрицательно. 15,52% выбрали ответ «частично влияют», примерно столько же затруднились с ответом. Вариант «да, во многом» выбрали – 0,22% респондентов.

Почти все студенты высказываются за укрепление украино-японских отношений – 85,85%. Такой большой процент объясняется довольно позитивным имиджем Японии среди студентов, и, прежде всего – экономическим. В беседах со студентами часто звучали такие выражения, как: «Я мечтал бы, чтобы Япония сотрудничала с Украиной в экономическом плане». Студентам предлагалось выбрать три сферы, в которых Япония и Украина могли бы развивать отношения. Абсолютное большинство назвали научно-технические разработки (78,39%) и экономическое партнерство (59,88%). При этом актуальную сферу «студенческие обмены» выбрали 38,51%. Сферу туризма указали 36,35%, а культурную – 24,95%. Вместе с тем, экономический образ достиг своего предела. Среди сфер, о которых студенты хотели бы знать подробнее – традиции, культура и искусство, жизнь молодежи и повседневная жизнь людей.

СИЛА САМУРАЯ И НЕЖНОСТЬ САКУРЫ

Интересно, что в видении Японии нет гендерных различий. Т.е. в женском видении экономический образ присутствует сильнее культурного. Однако мы смогли выделить в представлениях о Японии «мужской вариант» - образ самурая и «женский вариант» - образ сакуры. Мужской вариант рассматривает Японию с позиции силы. В его основе лежат красный цвет (символ крови, эмоций, силы, борьбы, критических поступков; цвет мужества, сильных личностей, завоевателей); флаг (красный круг на белом фоне – символ победы); самурайский меч (символ воинственности, силы, власти) – означает безопасность, защиту (в современное время – культуру, традиции). Меч, несущий физическое уничтожение, может быть истолкован как символ духовного начала. Самурай выступает хранителем традиций, Японского Духа. Он определяет восприятие Японии как сильного, беспощадного, императорского, могущественного государства.

Женский взгляд на Японию - государство гармонии. Он состоит из таких компонентов как белый цвет (означает чистоту, невинность, жизнь); дерево (бессмертие); цветок (символ мимолетности, краткости бытия, совершенства, невинности, молодости). Цветы на деревьях символизируют передачу традиций новому поколению. Благодаря этому сохраняется красота национальной культуры. Образ сакуры – это сочетание тайны, скромности, покорности в японском характере.

Женское и мужское видение Японии в сознании украинцев присутствует одновременно. По мнению студентов в характере японцев в одинаковые моменты могут сочетаться мягкость и грубость, сильные эмоции при внешне спокойном виде, яркие чувства и сдержанность. Образ Японии определяют сила самураев и пронзительная красота сакуры, жестокость и нежность. Белое – красное – как снег с кровью. Как кровь на цветках деревьев.

Ирина Демишева
политолог


[1] Исследование было проведено в рамках работы над магистерской диссертацией «Япония и японцы в политическом сознании населения Украины и России» (Демишева Ирина, Донецкий национальный университет, Кафедра политологии).

Работа подготовлена автором к публикации на сайте «Японская страничка» в качестве волонтера Фонда «Мечты сбываются».  Содействие в публикации оказано Фондом «Мечты сбываются» (Украина, Киев).

ВСЕ ЛИЦА, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАЗРАБОТКЕ ДАННОЙ ТЕМЫ И ПРОВЕДЕНИИ ПОДОБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, МОГУТ ПРИСЫЛАТЬ СВОИ ПОЖЕЛАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС АВТОРА: irina_zimna@ukr.net, irazimna@yandex.ru

 

 

Вернуться к началу страницы


Полезные ссылки

Опрос экономически активного населения России среди 1000 респондентов старше 18 лет был проведён Исследовательским центром портала SuperJob.ru 4 марта 2008 года. Респондентам был задан открытый вопрос: 'Япония. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этой страны?' Страной высоких технологий считают Японию 15% респондентов. Опрошенные ассоциируют Страну восходящего солнца с качественной техникой, электроникой и 'мощным техническим прогрессом'. На втором месте - ассоциации с цветущей сакурой. Нежные бело-розовые цветы декоративной вишни, распускающиеся в конце марта - начале апреля, упомянули 12% респондентов. Столько же россиян (12%) ассоциируют эту страну со специфической кухней и 'деревянными палочками для еды' (публикация портала superjob.ru).


Что знают русские школьники о Японии и японские о России

В двух городах – русском Новосибирске и японском Саппоро – был проведен опрос учеников начальных школ, чтобы выяснить, что дети думают о стране-соседе, хотят ли узнать о чужой культуре, общаться, дружить.  (публикация портала aeterna.ru).

Вернуться к началу страницы


 

На главную ] Вверх ]

 

 

  Харьковская областная федерация Кендо, Йайдо, Дзёдо


Интернет реклама УБС
     
Лучшие проекты о Японии.


Запрещается воспроизведение любой информации с этого сайта, текстовой или графической!

Вопросы и замечания по оформлению и содержанию сайта направляйте по адресу:    japan4you@ukr.net.

Copyright © 2005-2018 Фонд "Мечты сбываются". No reproduction or republication without written permission.

 

Последнее обновление: 20.02.2018